Новости

• 1 ноября 2017 г.

Цветные дымы, дымовые факелы, дымовые шашки

Снижение цен на цветные дымы !

 

•  Время горения 15 сек.

Старая цена - 390 руб

Новая цена - 260 руб


•  Время горения 60 сек.

Страя цена - 725 руб

Новая цена - 540 руб


Цветные дымы в магазинах компании "Пиро-Класс" в наличии.

Цвета : белый, красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, фиолетовый.

Подробнее ...
 

Наша группа ВКонтакте

http://vk.com/piroklasspenza

 

• 1 июня 2017 г.

Прокат сценического оборудования. Генератор легкого дыма (дым машина, fog machine)

Подробнее ...
 

• 18 июня 2017 г.

Выпускной вечер – 2017 !

В преддверии выпускного вечера, всем выпускникам и их родителям дарим скидку 15 % на весь ассортимент фейерверков. Предложение действует во всех торговых отделах компании Пиро-Класс до 23 июня 2017 г.

Если Вы желаете устроить профессиональное пиротехническое шоу, специалисты нашей компании разработают для Вас предложение с учетом всех Ваших пожеланий.

 

 

• 15 мая 2017 г.

Светодиодные, светящиеся, гелиевые, воздушные шарики !
Шарики светятся в темноте, могут гореть одним цветом или переливаться всеми цветами радуги.

 

Подробнее ...
 

RoboFish (робофиш) - инновационная высокотехнологичная игрушка. Роборыбка активируется от соприкосновения с водой и плавает, как живая!

Подробнее ...
 

«Доставка»

Бесплатная доставка фейерверков по г.Пензе

Подробнее ...
 

Говорящий "Хомяк - повторюшка"

Порадуй себя и своих близких !

Подробнее ...
 

1 февраля 2014 года. Небесные фонарики (Китайский фонарик).

Подробнее ...
 
Фейерверки в Пензе, организация пиротехнического шоу, фейерверки на свадьбу.
О фейерверках

Что необходимо знать о фейерверках.
Инструкция по применению
Краткая справка по пиротехническим изделиям
История фейерверков в России

 

Что необходимо знать о фейерверках.

Обычно слово фейерверк употребляют как для названия самого зрелища, так и для обозначения изделий, создающих это зрелище. Эти изделия также часто называют "фейерверочные изделия" или "пиротехнические изделия".
« Пиротехническое изделие » являются общим понятием и включают в себя любые гражданские и военные изделия, основанные на использовании процесса горения - спички, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, патроны, снаряды и т. д. Основу фейерверочных изделий составляют пиротехнические составы - смеси горючих веществ и окислителей. Эти составы легко воспламеняются и ярко горят.


Поэтому фейерверки являются ОГНЕОПАСНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ И ТРЕБУЮТ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С НИМИ!

Большинство небольших фейерверков воспламеняются через длинный тонкий фитиль, который горит со скоростью несколько миллиметров в секунду.
Из-за наличия горящих элементов, движения самого фейерверка или разлёта его фрагментов вводится понятие опасной зоны. Опасной зоной считается зона, внутри которой возможно получить травмы или материальный ущерб от фейерверка.
При срабатывании фейерверка возникают различные факторы, которые несут в себе потенциальную опасность для окружающих. Знание этих факторов позволяет значительно повысить безопасность пользователей и окружающих при возникновении условий, не предусмотренных в инструкциях.

Основными опасными факторами являются:

 

Пламя или высокотемпературная струя продуктов сгорания :

Этот фактор характерен для фонтанов, фейерверков движущихся за счет реактивной тяги: ракеты, солнце, и т.п. Опасность заключается в возможности загорания легковоспламеняющихся веществ, находящихся рядом с фейерверком.

 

Горящие элементы изделий ( пиротехнические таблетки, искры, шлаки) :

Эта опасность возникает при работе римских свечей, салютов и других изделий, эффект от которых достигается разбрасыванием на высоте ярко горящих разноцветных звездочек. Время горения звездок подбирается конструкторами таким образом, чтобы они успели сгореть раньше чем достигнут поверхности земли. Поэтому если, например, расположить римскую свечу или салют не вертикально, а под углом к поверхности земли, то горящие звездки могут упасть на землю.

 

При срабатывании высотных салютов иногда имеет место падение горящих звездок. Обычно это является следствием или недостатком конструкции пусковой мортиры или изменением свойств пиротехнических составов при длительном или неправильном хранении изделий.

 

У некачественных бенгальских свечей иногда отваливаются раскаленные шлаки. В домашних условиях это крайне опасно. Поэтому лучше испытать один раз в безопасных условиях свечи, в качестве которых вы не уверены.

 

Тем не менее существуют специальные виды фейерверков, которые разбрасывают искры и горящие звездки у поверхности земли во все стороны. Эти фейерверки разрешается применять только на воде и зрелище, создаваемое ими, необычайно эффектно.

 

Движущееся за счет начальной скорости выброса или под действием реактивной силы изделие или его элементы :

Опасность заключается в травмировании зрителей или нанесения материального ущерба при столкновении с изделием или его элементами.

 

Для обеспечения безопасного запуска фейерверков, ракет, шаров и т.д. он осуществляется вертикально вверх вдали от различных сооружений. Конструкция фейерверка не должна иметь острых кромок и ребер или должна снабжаться защитными колпачками или наконечниками.

 

Корпуса фейерверков от маленьких петард до самых крупных шаров изготавливают из бумаги или применяют легкие или легко разрушаемые пластмассовые детали. Такие детали быстро теряют скорость и даже падая с большой высоты не могут нанести ущерб.

 

Для крупных ракет отдельную опасность представляет падение деревянной рейки-стабилизатора. Такие ракеты разрешается применять только вдали от зрителей.

 

Состав продуктов сгорания :

Пиротехнические составы являются многокомпонентными смесями, которые могут образовать при горении вредные в больших количествах для здоровья вещества. В этой связи большая часть фейерверков разрешается к применению только на открытом воздухе.

 

Звуковое давление :

Очень большая громкость при срабатывании фейерверков может вызвать у многих зрителей ощущение дискомфорта или травмировать слуховой аппарат. С увеличением расстояния громкость быстро падает. За границами опасной зоны громкость звука не должна превышать разрешенной нормы 140 децибел.

 

Ограничения по громкости актуальны для петард и других разрывных зарядов.

 

В непосредственной близи от пусковых мортир большого калибра звуковое давление может травмировать незащищенные барабанные перепонки.

 

Опасные зоны

 

Перечисленные выше факторы являются главными при определении границ опасной зоны для каждого фейерверка , т.е. области где возможно получение травмы или материального ущерба. Размеры опасной зоны указываются в инструкции по применению или в технической документации.

 

По потенциальной опасности все пиротехнические изделия разбиты на пять классов. Радиус опасной зоны составляет:

 

I класс - не более 0,5 метров: это в основном фейерверки для помещений - хлопушки, бенгальские свечи, настольные фонтаны,

II класс - не более 5 метров: большинство фонтанов, петарды, наземные фейерверки,

III класс - не более 20 метров: салюты, ракеты, фестивальные шары.

К IV классу относятся изделия у которых радиус опасной зоны хотя бы по одному из вышеперечисленных опасных факторов более 20 метров: это профессиональные фейерверки, обращение с которыми требует специальной подготовки.

К V классу относятся все остальные пиротехнические изделия, опасные факторы и опасные зоны которых определяются специальными условиями.

 

Инструкция по применению

 

Огнеопасно!!!

 

Прежде всего, рекомендуется внимательно прочитать инструкцию нанесённую на изделие, т.к. она отражает особенности, присущие именно этому фейерверку. Все изделия, допущенные в свободную продажу, относятся к 1 -3 группе потенциальной опасности по классификации пиротехнических изделий. Радиус опасной зоны не превышает 20 м, кинетическая энергия движения не более 20 Дж, акустическое излучение за пределами опасной не более 140 децибел.

 

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

 

- любые действия с изделиями, приёмы и способы применения, не предусмотренные настоящей инструкцией;
- применять при скорости ветра более 5 м/с, ближе 20 м от строений, деревьев, людей, линий электропередач;
- использовать деформированные батареи салютов (связки петард) и с истекшим сроком годности;
- подходить к отказавшему изделию до истечения 2-3 минут;
- продавать лицам не достигшим возраста 16 лет.

 

ПРИМЕНЕНИЕ: Применять изделие только в соответствии с инструкцией по обращению, нанесённой непосредственно на упаковке, особое внимание следует обратить на выбор площадки для проведения фейерверка.

 

ХРАНЕНИЕ: В сухих помещениях при температуре не выше + 30 С.

 

УТИЛИЗАЦИЯ (УНИЧТОЖЕНИЕ): С бытовыми отходами после выдержки изделия в воде не менее 24 часов.

 

Внимание :

В случае отказа изделия по истечению 2-3 минут подойти к фейерверку и провести снаружи осмотр изделия, чтобы удостовериться в отсутствии тлеющих частей. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАКЛОНЯТЬСЯ НАД ФЕЙЕРВЕРКАМИ, А ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ НА ВЫТЯНУТЫХ РУКАХ И НАПРАВЛЯТЬ ФЕЙЕРВЕРКИ В СТОРОНУ ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ ЗРИТЕЛЯМ. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СЖИГАТЬ ФЕЙЕРВЕРКИ НА КОСТРАХ!!!

 

 

Краткая справка по пиротехническим изделиям.

Хлопушки

- один из самых любимых новогодних фейерверков.

Корпуса хлопушек изготавливаются из бумаги или пластмассы в виде цилиндра, конуса, бутылочки, конфеты и т.п. При рывке за шнурок хлопушки рис.1, f1

воспламеняется чувствительный к трению пиротехнический состав, и продукты горения выбрасывают из хлопушки бумажные конфетти, серпантин, различные сувениры, а также разделительные картонные прокладки.

Хлопушку следует крепко держать на вытянутой руке под углом 30-45 градусов шнуром вниз, а другой рукой резко дернуть за шнурок.

Хлопушки являются одним из самых безопасных фейерверков, тем не менее следует помнить что:

- скорость движения содержимого хлопушки в начальный момент достаточно велика, поэтому не следует направлять хлопушку в лица зрителей или на осветительные лампы, чтобы не повредить глаза и не вызвать разрушений,

- не следует применять хлопушку вблизи пламени свечей или раскаленных спиралей - это может привести к воспламенению конфетти или серпантина,

- детям можно пользоваться хлопушкой только под наблюдением взрослых.

 

Существуют настольные хлопушки. Настольные хлопушки устанавливаются вертикально, а пиротехнический состав воспламеняется от фитиля, расположенного у основания. Такие хлопушки следует ставить на негорючую подставку, например тарелку, и не располагать под осветительными лампами.

 

Петарды

Петарды приобрели свою популярность необыкновенно быстро, хотя их эффект заключается просто в громком хлопке. Петарды различаются по размерам и уровню громкости. Они успешно заменяют у подростков различные “самопалы” и являются достаточно безопасным изделием.

В продаже представлены два вида петард: петарды фитильные и петарды с терочной головкой.

Петарды с терочной головкой поджигаются как обыкновенные спички: стоит только чиркнуть терочной головкой о спичечный коробок. У фитильных петард поджигается торчащий наружу фитиль.

Петарда представляет собой бумажную гильзу с пиротехническим составом рис.2.  f2 С одной стороны гильза заглушена бумажной или глиняной заглушкой. С другой стороны к составу через заглушку подводится фитиль или медленно горящая зажигательная смесь. При воспламенении пиротехнического состава петарда разрывается с оглушительным хлопком.

 

Существуют оригинальные петарды с комбинированными эффектами - перед хлопком петарда может вращаться, прыгать, разбрасывать искры, взлетать вверх.

 

Фитильные петарды выпускаются как в виде отдельных петард, так и в виде связок от десяти до нескольких тысяч штук. Длинные связки расстилаются на земле в виде ленты. Связка поджигается с одного конца, и далее раздается непрерывный треск последовательно разрывающихся петард.

Основные правила безопасности -

- не носить петарды в карманах и без упаковки,

- не разбирать петарды,

- петарды с терочной головкой не задерживать в руках и после поджига

отбрасывать от себя на 5-6 метров,

- фитильные петарды класть или ставить на землю или в снег и после поджига быстро удалиться на 5-6 метров.

Категорически запрещается бросать петарды в людей, животных, забрасывать в банки, ведра, бутылки.

 

Бенгальские свечи

Бенгальские свечи, часто их называют просто “Бенгальские огни”, один из самых распространенных фейерверков.

 

Бенгальская свеча представляет собой металлический стержень или деревянную палочку с нанесенным на нее пиротехническим составом. При горении свеча разбрасывает серебристые искры.

 

Цветные бенгальские свечи горят, образуя еще и небольшой факел красного, зеленого или желтого цвета.

Качественная бенгальская свеча должна поджигаться от одной спички, не гаснуть при горении и не ронять на пол горячие шлаки, образующиеся в процессе горения.

В зависимости от применяемого состава бенгальская свеча может иметь черный, серый или серебристый оттенок. Некоторые свечи снабжены головкой, облегчающей поджиг свечи.

Размеры бенгальских свечей от 150 до 650 мм, а время горения от 30 сек до 5 мин. Самые крупные свечи рекомендуется использовать только в больших помещениях или залах.

Любую бенгальскую свечу можно держать в руке за открытую часть под углом 30-45 градусов.

Цветные бенгальские свечи следует применять только на открытом воздухе из-за присутствия агрессивных окислов в продуктах горения.

В продаже представлены в основном бенгальские свечи отечественного производства, которые по оформлению и производимому эффекту не уступают лучшим импортным свечам.

 

Римские свечи

Римские свечи очень эффектны и исключительно популярны.

 

Римская свеча рис.3,f3представляет собой длинную картонную трубку. В верхней части трубки размещается фитиль. Внутри трубка заполнена чередующимися слоями из медленногорящего пиротехнического состава, звездок и пороха. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх горящие звездки. Количество звездок в римской свече может быть от 4 штук до нескольких десятков штук. Самые популярные свечи выстреливают небольшое количество звездок, но зато они производят необыкновенно интересные световые и звуковые эффекты.

 

Римские свечи не рекомендуется держать в руке из-за возможности разрушения оболочки или донной части свечи, что может привести к получению ожогов. Римскую свечу необходимо устанавливать вертикально фитилем вверх и надежно закреплять. Для этого свечу следует крепко привязать к колышку, вбитому в землю, либо воткнуть в металлическую трубу, грунт или плотный снег не менее чем на 1/3 длины свечи.

 

Салюты

Салют рис.4

f4Представляет собой небольшую бумажную (редко металлическую) заряженную гильзу (ствол) которая выстреливает на высоту 15-50 м парашюты или горящие звездки.

Зрителям очень нравятся батареи салютов. Батарея может содержать несколько десятков стволов, каждый из которых заряжен своим эффектом. Поджигается батарея от одного фитиля. Красочное оформление батарей, производимые ими эффекты и простота применения делают это изделие незаменимым для небольших фейерверков.

 

Салюты следует устанавливать на твердую ровную поверхность. Батареи салютов с небольшим числом стволов следует присыпать у основания землей или плотным снегом, чтобы избежать опрокидывания при стрельбе. По этой же причине не рекомендуется ставить такие батареи на лед.

 

Фонтаны, вулканы, контурные свечи

Фонтан рис. 5 f5поджигается в верхней части и испускает поток ярких искр на высоту от нескольких сантиметров до нескольких метров. Извержение искр может сопровождаться свистом, треском, выбросом огненных шаров. Горят фонтаны от нескольких секунд до 2-3 минут.

 

Большинство фонтанов можно применять только на открытом воздухе.

 

Для помещений и закрытых сценических площадок выпускаются специальные малодымные настольные и концертные фонтаны.

 

Пересекающиеся потоки искр от разных фонтанов используются для создания пиротехнических фигур рис. 6.

 

f6

На зрителей производит большое впечатление, когда внешне невзрачная конструкция вдруг превращается в большую яркую фигуру - “дерево”, “пальму”, “звезду” и т.п.

 

Вулканы изготавливаются в виде конуса. В процессе горения площадь горящего состава вулкана растет и соответственно растет высота потока выбрасываемых искр.

 

Контурные свечи предназначены для создания небольшого яркого цветного факела. Контурные свечи размещаются по контуру рисунка или надписи. С помощью быстрогорящего стопина или электровоспламенителей контурные свечи одновременно вспыхивают и создаваемая ими цветная огненная картина или надпись, рис.7f7 производят неизгладимое впечатление на зрителей.

 

В стесненных городских условиях фонтаны, фигуры и надписи часто бывают единственно доступными фейерверками благодаря незначительным размерам опасной зоны.

Основные правила безопасности при применении фонтанов следующие:

- не применять фонтаны предназначенные для открытого воздуха в закрытых помещениях,

- фонтаны надежно закреплять на земле для избежания опрокидывания,

- удалять из опасной зоны легковоспламеняющиеся предметы, сухую траву и т.п.

- не брать в руки (если у фонтана нет специальной ручки) и не пытаться гасить горящий фонтан.

 

Солнце

Солнце, рис. 8f8- очень эффектный фейерверк, который вращается вокруг горизонтальной оси и разбрасывает во все стороны искры, образуя яркий цветной круг.

 

Изделия для продажи комплектуются гвоздиком, который продевается сквозь отверстие в центре солнца и прибивается к вертикальной стойке на высоте не менее 1,5 метра. Стойкой может служить и дерево.

 

При установке солнца следует убедиться в легкости его вращения и отсутствия у стойки выступающих частей, которые могут затормозить солнце. Для большей легкости вращения между солнцем и стойкой можно вставить пластмассовую шайбу, в качестве которой подойдет, например, пробка от пластиковых бутылок.

 

Ракеты

Ракеты демонстрируют самые привлекательные черты фейерверка - энергичный старт, яркая искристая траектория, многоцветный красочный салют.

 

Ракета состоит из двигателя, головной части и стабилизатора рис. 9.f9Двигатель ракеты обеспечивает подъем на высоту от 20 до 100 м. В конце работы двигателя воспламеняется пиротехнический состав в головной части, и ракета выбрасывает горящие звездки, искры, парашюты или громко хлопает.

 

В небольших ракетах двигатель и головная часть сделаны в виде одной бумажной гильзы.

 

Стабилизатор обеспечивает ракете сохранение вертикального направления в полете. Простейшим и очень эффективным стабилизатором полета является прямая деревянная палочка или рейка. Палочка прикреплена к корпусу ракеты и летит вместе с ней. Длина и вес палочки должны соответствовать типу ракеты, поэтому нельзя запускать ракеты со сломанным, искривленным или самодельным стабилизатором.

 

Для запуска ракеты с палочкой - стабилизатором её следует вставить по возможности вертикально в подходящую бутылку с узким горлышком или в отрезок бумажной или металлической трубы на длину не менее 13 длины палочки - стабилизатора. Не следует втыкать палочку в землю т.к. тяги ракеты может оказаться недостаточно для взлета.

 

После разрыва ракеты на высоте палочка-стабилизатор падает на землю. У крупных ракет стабилизатор является достаточно тяжелым предметом, поэтому запуск таких ракет следует проводить на значительном (100- 150 м) удалении от зрителей.

 

Ракеты со стабилизатором в виде хвостового оперения часто запускаются со стартовых площадок, прилагаемых к ракете. Такие ракеты дороже ракет с палочкой-стабилизатором, но зато имеют вид самой настоящей ракеты.

 

Запускать ракеты следует вдали от высотных домов, деревьев, проводов и линий электропередачи.

 

Летающие фейерверки

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светится различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют.

 

В темноте взлет фейерверка образует величественное зрелище.

 

Летающий фейерверк,

представляет собой, как правило, бумажный цилиндрический корпус с крыf10лышками.

Некоторые фейерверки не имеют крылышек и поднимаются вверх за счет дополнительного реактивного двигателя.

Для запуска летающих фейерверков нужна ровная гладкая площадка размером 50х50 см, например кусок картона.

Основные меры безопасности - не запускать фейерверк в близи построек, жилых домов, проводов, при сильном ветре.

 

Высотные фейерверки -шары

Самые мощные, самые красочные салюты делаются с помощью высотных фейерверков.

 

Высотные фейерверки выстреливаются вертикально вверх из фейерверочных пусковых мортир на высоту от 50 до 300 метров. В верхней точке полета они разрываются, создавая разнообразные эффекты.

 

Высотные фейерверки, рис. 11

f11

имеют, в основном, форму шара, реже цилиндра. К нижней части шара (цилиндра) прикрепляется вышибной пороховой заряд. Заряд воспламеняется с помощью фитиля или электровоспламенителя и выбрасывает шар из пусковой мортиры.

 

Внутри шара находится разрывной заряд который окружен пиротехническими элементами. В верхней точке полета разрывной заряд воспламеняется и с огромной силой разрывает оболочку шара, поджигая и разбрасывая во все стороны пиротехнические элементы.

 

Шары различаются по калибрам т.е. размерам. Калибрам фейерверка считается диаметр пусковой мортиры из которой его можно запускать. Калибр обозначается в миллиметрах или дюймах (1дюйм = 25,4 мм). Чем больше калибр фейерверка, тем больше высота его подъема и тем более красочный эффект он производит.

 

Корпуса шаров имеют очень высокую прочность и изготавливаются из многослойной бумаги, картона или ( для небольших калибров) из пластмассы.

 

Фейерверки малого калибра (до 50 мм) допускаются в свободную продажу в комплекте с пусковой мортирой. В продаже их называют “фестивальные шары”.

 

Наиболее опасными моментами для высотных фейерверков являются следующие:

 

а) срабатывание разрывного заряда на малой высоте. Это может быть вызвано дефектом конструкции или применением пусковой мортиры несоответствующей данному фейерверку.

б) не срабатывание разрывного заряда. В этом случае неразорвавшийся шар падает на землю с большой высоты.

 

Высотные фейерверки требуют от пользователей и зрителей неукоснительного соблюдения мер безопасности:


- зрители не должны входить в опасную зону во время проведения фейерверка.

- на границах опасной зоны на массовых фейерверках должно быть выставлено оцепление,

 

ДЛЯ ОЦЕНКИ: ДИАМЕТР ОПАСНОЙ ЗОНЫ В МЕТРАХ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО РАВЕН КАЛИБРУ ФЕЙЕРВЕРКА В МИЛЛИМЕТРАХ.

 

При самостоятельном запуске “фестивальных шаров” следует четко выполнять следующие правила:

 

1. Заряжать шар в пусковую мортиру следует на вытянутых руках и ни в коем случае не заглядывать в ствол и не наклоняться над заряженной мортирой.

2. При повторной зарядке тщательно очистить мортиру от остатков предыдущего заряда.

3. Осторожно опустить шар в мортиру и вывести наружу зажигательный шнур.

Зажигательный шнур у многих шаров состоит из длинной бумажной трубки, внутри которой находится пороховой стопин. Из трубки наружу выходит фитиль длиной в несколько сантиметров. Время горения наружного фитиля и обеспечивает ВСЮ задержку времени от поджига до срабатывания вышибного заряда. При отсутствии фитиля или при его длине меньше 1 см следует отказаться от запуска шара.

4. Если после поджига фитиля он погас или не сработал вышибной заряд то:

- не следует подходить к мортире в течение 2 минут,

- запрещается заглядывать в ствол,

- внешним осмотром убедиться в отсутствии снаружи тлеющих частей и после этого разрядить мортиру на вытянутых руках, наклонив ствол вниз в сторону от зрителей и осторожно вытряхнуть шар на мягкую поверхность.

 

 

Бураки - парковые фейерверки

Бураки образуют светящиеся от самой земли траектории. Для дневных фейерверков применяются бураки, образующие столб цветного дыма.

Бурак, рис. 12

f12

представляет собой картонную гильзу, в нижней части которой расположен вышибной заряд, а в верхней пиротехнические элементы. Бурак, как и высотные фейерверки, заряжается в пусковую мортиру. При выстреле гильза остается в мортире, а пиротехнические элементы воспламеняются от вышибного заряда и летят вверх на высоту до 100 м. Некоторые бураки заряжаются звуковыми или разрывными элементами.

 

При одном и том же калибре размеры опасной зоны для бураков в 1,5 - 2 раза меньше, чем для высотных фейерверков.

 

Принцип действия рассмотренных ранее римских свечей и бураков, несмотря на конструктивные отличия сходен: горящие элементы воспламеняются и выбрасываются из ствола. Эти фейерверки, благодаря относительно небольшим размерам опасной зоны можно широко применять вблизи мест массового гуляния, за что их часто называют парковыми фейерверками.

 

Пусковые мортиры

Пусковые мортиры являются одним из важнейших факторов, обеспечивающем безопасность фейерверка, поэтому они рассматриваются здесь наряду с фейерверочными изделиями.

Простейшая пусковая мортира представляет собой трубу с глухим дном. Мортиры изготавливаются из многослойной бумаги, пластмассы, стеклопластика, металла.

 

Ствол мортиры должен выдерживать давление в несколько десятков атмосфер.

 

Заряд в мортиру помещают сверху рис. 13, f13а воспламенительный фитиль или провода для электровоспламенения вышибного заряда проходят по стволу мортиры сверху вниз к заряду.

Заряды малого диаметра (до 100 мм) обычно опускаются в наклоненную от зрителей мортиру под действием собственного веса. Заряды большего калибра устанавливаются с помощью дополнительной бечевки или ленты.

При заряжании мортиры категорически запрещается придерживать заряд за воспламенительный фитиль или провода для электровоспламенения - это может привести к повреждению вышибного заряда или к преждевременному срабатыванию электровоспламенителя.

Мортира располагается вертикально, и при выстреле вся отдача передается на землю. Для бураков и шаров большого калибра отдача при выстреле бывает довольно значительной, поэтому мортиры следует устанавливать на плотный грунт или бетон.

При установке нескольких мортир следует устранить возможность их падения от вибрации при срабатывании соседних стволов. Для этого мортиры разносят друг от друга или наоборот монтируют в кассеты. Кассеты жестко скрепляют между собой или прикапывают землей.

Существуют платформы, смонтированные на автомобилях или прицепах, которые содержат несколько десятков мортир.

 

Категорически запрещается перезаряжать мортиры во время фейерверка !

 

При проведении массовых фейерверков артиллерийские орудия уже давно не применяются.

В отдаленных местах часто самостоятельно изготавливают мортиры, а для проведения фейерверка приглашают различные фирмы. Это позволяет значительно экономить на транспортных расходах, но при этом следует представлять, что для изготовления мортир нужны чертежи, материалы и технология, допускаемые разработчиком фейерверка.

В России основными разработчиком и производителем фейерверков является Федеральный научно-производственный центр “НИИ Прикладной химии” в г. Сергиев Посад. Ассортимент отечественных фейерверков пока невелик, поэтому большое количество фейерверков завозится в Россию из-за рубежа. В основном это китайские изделия.

 

История фейерверков в России.

В эпоху Петра I становилось и крепло это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня.

 

Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью праздневств становятся красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием.

 

Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей среди широких народных масс, ставил цель укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища.

 

Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных когню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком".

Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления.

В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий.

Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня. Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали инозмных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения.

И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки".

Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа".

Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

Известно, что заповедные парки не имеют ночного освещения. Древний и забытый способ освещения садов кажется нам сегодня как никогда привлекательным.

Какой фантастический вид приоретает ночной парк в мерцании сотен иллюминационных огней!

Дрожащее живое пламя своим трепетным светом освещает тенистые аллеи, нарядные цветочные партеры, карнизы и ступени зданий, водосливы и чаши фонтанов. Множество огней отражается в прудах и в фонтанных струях, и весь сад становится похожим на сокровищницу, наполненную блестящими драгоценными камнями.

Так рождается в Петергофе симфония воды и огня, музыки и света. И если вы еще не видели этого - Петергоф ждет вас.

Вячеслав Трапенок. (Опубликовано в журнале "Лидер МАПП" N 15, 2003 г.)

 

Copyright © 2010 www.pyro-klass.ru

г. Пенза, ул. Московская 71 (гост. Россия), офис 341

тел (8412) 52 47 31 8 902 208 53 95

piro-klass@mail.ru